Описание
Село Погост, в котором находится Спасо-Преображенский и Никольский храмы с часовней при них, расположены в 6 км от поселка Гусь Железный и в старых документах упоминается как “Гусський Погост”, хотя он(Погост) и намного старше этого рабочего поселка. В 17 в. Погост имел два деревянных храма и свой обширный рынок, составляющий конкуренцию самому г.Касимову тем, что давал возможность купцам сбывать товар в селе без пошлины. Именно поэтому касимовский царевич Сент-Бурхан Арсланович “бил челом” Царю Алексею Михайловичу Романову “Тишайшему” о запрещении Погостинского торга. Несмотря на это, торг в Погосте продолжал существовать вплоть до Октябрьской революции, во многом благодаря своему географическому положению: село Погост расположено при слиянии реки Гусь со значительной торговой артерией того времени, «Божьей дорогой» , рекой Окой. Этот географический фактор наложил отпечаток на судьбу и характер местного, плотницкого в своей массе (так как земля в тех краях особым плодородием не отличалась), населения. Даже название своего села, жители связывают не с позднейшей интерпретацией слова «погост» («кладбище с церковью и домом священника»), а с корнем слова «погостить». И ведь на славу гостили! Особенно на Преображенскую ярмарку—главную в году. Так молитвами небесного заступничества предков, прибылью и пожертвованиями потомков, были возведены в с.Погост два больших белокаменных храма: зимний, в честь Преображения Господня( с приделами в честь Казанской иконы Божией Матери и Святого Пророка Илии), и летний, в память Святителя Николая, епископа Мир Ликийских. Неподалеку была возведена краснокирпичная часовня. Посвящение храмов, конечно же, не случайно: помощник и покровитель всех путешественников постепенно вёл гостей сего временного пристанища к жаждаемому ими Преображению…
Первой в этом архитектурном ансамбле притягивает взгляд колокольня Преображенского храма. Построенная в 1829 г. По канонам классицизма, со сложным рисунком колонн, арок, постаментов, она украшена четырнадцатью статуями пророков и преподобных. По своей самобытности она достойна гения, и, действительно, бытует легенда , что колокольня была построена по проекту Растрелли. Преображенский храм, начатый в 1734г. и законченный около 1830 г. являет в себе уникальное сочетание классического убранства с композицией нарышкинского барокко. Храм удивительно пропорционален: два восьмерика на четверике не устремляются с силой вверх, а как бы парят в пространстве, не взлетая и не принижаясь.
Никольский храм 1771 г. напротив не так воздушен. Его кубическая форма пряма и строга, он украшен лишь колоннами, порталами и тремя ярусами окон. Этот храм своей монументальностью служит как бы полемичным фоном к более нарядному Преображенскому храму. Древняя Русь, классическая эпоха и век девятнадцатый слились в этом ансамбле как проявление любви к богу нескольких поколений сельчан.
Потомки людей, который в своё время служили украшением земли, разграбили и закрыли храмы, иконы с песнями и плясками сожгли на фабрике, священников поубивали, в Преображенском храме устроили сельскохозяйственный склад, кладбище разорили… обычная картина того времени: «если Бога нет, то всё позволено».
В 1988 г. Храмы вновь были возвращены Русской Православной Церкви. Настоятелем прихода был назначен священник Николай Швачка. С этого момента начались трудные восстановительные работы. Из прежнего богатого убранства храмов остались только деревянные скульптуры воскресшего Христа и две Богородичные иконы: Иверская(Афон) и Иерусалимская(Елеон). Восстановление храмов не утихает, но идёт очень медленно, зачастую медленнее их разрушения, естественного при нескольких десятков лет стояния ( так и хочется сказать—предстояния) без крыши и без отопления.
Первым был заново освящен Никольский храм. В 2000 г. Был освящен храм Преображенский. Во время расчистки печей под полом были найдены кости неизвестных новомучеников( погребены на территории бывшего церковного кладбища).
Были налажены экскурсион