Kenneth Anger \ Ке́ннет Э́нгер

  • Подписчики: 280 подписчиков
  • ID: 6495141
Блокировка:
Нет ограничений
Верификация:
Сообщество не верифицировано администрацией ВКонтакте
Видимость
открытое
Популярность:
У сообщества нет огня Прометея
Домен:
kenneth_anger

Описание

Kenneth Anger club6495141 Дюжина короткометражных фильмов, которые снял Кеннет Энгер, помещается на одной видеокассете. Его ленты - это фрагменты большого проекта, обрывки грез, мазки на незавершенном полотне. И все же Энгер - один из самых влиятельных персонажей современного кинематографа. Он был первым американским режиссером, не просто проигнорировавшим систему голливудских студий и официальной дистрибуции картин, но сделавшим - еще задолго до бума независимых кинофабрик шестидесятых - эстетический жест в духе европейских визуальных экспериментов, которые до той поры Америка игнорировала. Киноконтиненты, связанные разве что миграцией режиссеров и актеров, бежавших от политических бурь, наконец, стали сближаться - и эта конвергенция все различимей в наши дни. Энгер - первый режиссер американского андеграунда и в то же время историк Голливуда, десятилетиями собирающий сплетни о кинозвездах - создал своего рода Антиголливуд, снимая на свой страх и риск малобюджетные авангардистские фильмы на табуированные в "большом кино" темы. Режиссер говорил, что его интерес к фабрике грез возник благодаря подруге его бабушки, голливудской костюмерше, которая вместо сказок о Красной шапочке и Спящей красавице рассказывала шестилетнему Кену про жен Рудольфа Валентино, дебоши толстяка Арбакля и похождения развратной Клару Боу. "Я мало что понимал, но это было упоительно", - вспоминал Энгер. В 1935-м году он сыграл свою первую и последнюю роль в голливудском фильме - принца в экранизации "Сна в летнюю ночь". Одержимость Голливудом сочеталась у Энгера с ненавистью к фабрике грез, удостоившей его пятнадцати минут славы, а затем отвергнувшей навсегда. "Я испытываю ни с чем не сравнимое наслаждение, глядя на то, как мои враги разваливаются на куски. Просто сижу и смотрю, как вся империя Голливудского Вавилона рассыпается в прах". По убеждению Энгера, фильм должен действовать на зрителя подобно магическому заклинанию; весь процесс кинопроизводства - от освещения, декораций и гардероба до обработки пленки и экранной проекции - является секретным ритуалом. Киномагия, словно психоделический наркотик, открывает двери восприятия. Первый свой фильм "Фейерверк" Энгер сделал в 47-м году. В ту пору ему было 20 лет, - съемки заняли один уикенд. Авторская аннотация к картине: "Неудовлетворенный сновидец просыпается, отправляется в ночь в поисках света, проходит сквозь угольное ушко и возвращается в постель не столь пустым, как прежде". Даже сегодня, пятьдесят лет спустя, "Фейерверк" с его визуальной насыщенностью, неожиданной пластикой корриды и сексуальной раскрепощенностью кажется новаторским произведением, хотя едва ли не каждый его образ процитирован во множестве поздних лент - от андерграундной классики "Розовый нарцисс" до "Кереля" Фассбиндера. Зашифрованные образы фильма насыщены эротизмом и иронией - эрекция, превращающаяся в статуэтку, спрятанный в окровавленном мясе компас сердца, шутиха, вырывающаяся из матросских штанов, голова, превращающаяся в украшенную мишурой рождественскую елку - атлантический отклик на "Андалузского пса" двадцать лет спустя. Энгер послал копию "Фейерверка" на Фестиваль Проклятых Фильмов, который Жан Кокто проводил в Биарицце. Вскоре картина была показана на первой выставке экспериментального кино в Бельгии и получила приз Анри Шометта в Париже. Триумф сопровождали мелкие скандалы. Рассказывают, что когда в 50-м году "Фейерверк" демонстрировался в королевском Кинообществе в Лондоне, супруга индийского посла закричала: "Этот фильм надо сжечь!" и в гневе выбежала из зала. По приглашению Кокто Энгер приезжает в Европу, знакомится с Анри Ланглуа, директором парижской синематеки, и в киноархивах открывает для себя работу, которая в значительной степени повлияет на его эстетику и монтажную технику - пленки незавершенного фильма Эйзенштейна "Да здравствует М