"нашы любимые жывотные""

  • Подписчики: 360 подписчиков
  • ID: 8147921
Блокировка:
Нет ограничений
Верификация:
Сообщество не верифицировано администрацией ВКонтакте
Видимость
открытое
Популярность:
У сообщества нет огня Прометея
Домен:
club8147921

Описание

Религиозная жизнь человечества начинается с тотемизма - обоготворения животных. Сегодня кажется смешным, что можно было видеть нечто сверхъестественное в медведях, быках или кротах. Единственное исключение - кошка. На нее можно глядеть, как на огонь - с восхищением и непониманием. Кошка, словно огонь, умеет согревать человека не прикосновением, а одним присутствием. Ученые говорят, что древние египтяне поклонялись кошке, потому что та ловила мышей и тем спасала их от голода. Вряд ли: люди были бы не людьми, а идиотами, если бы обожествляли все полезное. Поклонялись и корове - и при этом не пили (а индусы и по сей день не пьют) ее молока. Только поэты считают, что мещане поклоняются вещам - мещане же ценят канарейку больше холодильника, собаку больше телевизора, бесполезное животное более полезного мертвого. Животным поклонялись потому же, почему поклонялись огню: поклонялись как тайне, загадке, ответ на который знает только Тот, Кто ее задал - Бог. В детстве мы узнаем и запоминаем людей по тому, что они нам дарят. Животное - это подарок Бога человеку. Мир мог быть сотворен без зверей, и Библия, и наука одинаково утверждают, что животные появились в мире далеко не в первую очередь. Человек не может жить без воды и воздуха, а вот без животных - вполне (и, к сожалению, человечество к такой жизни приближается). Правда, мы "происходим" от животных, но Бога не затруднило бы устроить нам и другой способ "происхождения" - мы сами, возможно, даже предпочли бы иметь в качестве предков фиалки или кактусы. Бог создал животных, чтобы человеку было интереснее, чтобы у нас всегда кто-нибудь путался под ногами. Игрушки интересны, потому что похожи на "настоящие", "взрослые" вещи - но все-таки они совсем другие. Животные интересны, потому что живы, совсем как люди - но все-таки они совсем другие. Наверное, именно отношение к зверям как к игрушкам позволяет многих христиан спокойно есть мясо, не особенно терзаясь угрызениями совести. Взрослая хозяйка, если вдруг у нее нет настоящих кофейных чашечек, может взять игрушечный чайный сервиз и угостить из него взрослых, - ничего противоестественного в этом нет, хотя "лучше" угощать из нормальной посуды. Нет ничего противоестественного и в том, чтобы сделать из коровы колбасу, - хотя лучше бы корова паслась себе на траве. В Китае едят собачье мясо - и это, хоть и странно, но не позорно, а вот бить собаку - противоестественно. Над игрушками нельзя издеваться. Когда мы получаем котенка или щенка в подарок, мы получаем постоянное напоминание о том, кем мы должны быть - чуткими и нежными повелителями, и о том, кто мы есть сейчас: жестокие, нетерпеливые, бессердечные существа. Кот, которого оставили зимовать (а точнее - замерзать) в дачном поселке, собака, которую превращают в злобное орудие, да целые отряды животных, которые люди просто истребили с лица земли, - все они когда-нибудь придут к Творцу мира и попросят защиты от человека. Оказывается, еще и потому встречу с Богом люди называют Страшным Судом, что может получиться так: в раю будет много-много зверей, а вот людей будет очень мало. Ад, оказывается, можно назвать местом, куда запрут людей, чтобы они не издевались над животными. Сегодня слишком часто говорят, будто среди животных есть нечистые, гнусные, которых нельзя и в квартиру пускать. Нормальная крестьянская привычка не пускать в дом собаку в городе становится ненормальным суеверием: иной батюшка только и делает, что уговаривает своих прихожанах жить без собак. О грехе уж и помину нет. Так торжествует утилитарный подход к животным: на улице или в басне они полезны, а пускать их в дом - смертный грех. Мы говорили, однако, что животные - подарок от Бога человеку. Взрослые думают, что подарки должны прежде всего чему-то учить, быть полезными. Подарки действительно поучительны. Кошки учат нас, как быть добрыми - но не слащавыми, самостоятельными - но не гордыми, верными - но не прилипчивыми. Ослик учит бедности, смирению, простоте. Но ведь это означает, что мы опять берем что-то (мораль) у тех, ко