★СУХУМСКИЕ АРМЯНЕ★

  • Подписчики: 540 подписчиков
  • ID: 658634
Блокировка:
Нет ограничений
Верификация:
Сообщество не верифицировано администрацией ВКонтакте
Видимость
закрытое
Популярность:
У сообщества нет огня Прометея
Домен:
club658634

Описание

История появления Армян в Абхазии. Первые поселения армян на территории Абхазии возникли в середине XIX в. Их основывали турецкоподданные армяне занимавшиеся на новых землях сельским хозяйством. Процесс колонизации еще более усилился после окончания Русско-турецких войн (последняя завершилась в 1878 г.). Однако намного более многочисленная волна эмигрантов в Абхазию появилась в 1915-1916 гг., когда из бывшей Османской Империи, спасаясь от развязанного младотурецкими властями геноцида, бежали десятки тысяч армянских семей. Часть беженцев осела на постоянное жительство в Абхазии, где их потомки основали значительную армянскую общину. Являясь в своей массе выходцами из северо-восточных прибрежных районов Османской Империи (исторический Понт) армяне современной Абхазии относятся к группе т.н. амшенцев (по названию исторической области Амшен). Амшенци распадаются на несколько локальных субэтнических групп - трабзонци, дженикци, ордуци и др. Они сохраняют свой своеобразный диалект (ветвь западно-армянского) и в быту придерживаются свойственных им этнографических традиций. Как известно основным источником для генеалогических изысканий являются документальные собрания государственных архивов. В абхазских архивах советского периода хранились многочисленные документы, содержащие важные сведения по генеалогии в т.ч. армянского населения начиная с 1860-х гг. Именно они должны были составить источниковедческую базу последующих генеалогических исследований. Однако, государственные архивы Абхазии, погибли во время боевых действий 1992 г., и содержащаяся в них информация утеряна . Семейные архивы среди армян Абхазии явление достаточно редкое.В этих условиях одним из важнейших источников уникальной в ряде случаев генеалогической информации могут явиться данные некрополистики. В летние сезоны 2000-2001 гг. автором было предпринято обследование армянских кладбищ ряда сел Гагринского района Абхазии . Были составлены полные описания некоторых из них. Как правило, переселенцы создавали отдельные армянские кладбища, на которых предпочитали хоронить своих родственников. Однако на некоторых армянских кладбищах встречаются греческие, русские, молдавские, эстонские и др. захоронения. Надписи на надгробиях амшенских армян, как правило, включают имя, фамилию и отчество покойного, а также даты его жизни. Имена часто приведены в традиционной для данной субэтнической группы диалектарной форме (например Ардаш - вместо Арташес, Богос - вместо Погос, Дигран - вместо Тигран и т.д.). Более подробные эпитафии достаточно редки. Начиная с середины 20-хх гг. XX в. надписи на надгробиях составляются на русском языке, хотя армяноязычные надписи встречаются вплоть до настоящего времени. К 30-м гг. XX в. широкое распространение получил обычай изображения на надгробии портрета покойного (фотографии либо рисунка). Представители старшего поколения часто изображались в традиционных одеждах, обстоятельство представляющее интерес для этнографов. Интерес представляют также и другие изображения на надгробиях. Иногда они указывают на профессиональную деятельность умершего. Кладбища играют большую роль в традиционной культуре амшенских армян. Ежегодно родственники посещают могилы своих близких, ухаживают за ними. Членов одной семьи, как правило, старались хоронить на одних кладбищах. Могилы близких родственников находятся на отдельных огороженных участках, обстоятельство, часто позволяющее выявить родственные связи. Следует иметь ввиду, что в некоторых случаях допускалось "захоронение" в общих могилах лиц место погребения, которых неизвестно, либо недоступно. При этом в гроб умершего члена семьи, кладут личные вещи его близкого родственника (как правило, супруга или ребенка), а на надгробии делается надпись с указанием имен и дат жизни обоих. Наиболее ранние надгробия на обследованных кладбищах датируются 20-ми гг. XX в. Однако, несомненно, есть и более старые могилы. Изучение эпитафий позволяет проследить генеалогию армянских семей начиная с первого переселенца в Абхазию (следовательно, с середины XIX в.).