Описание
совокупность мифологических представлений древних скандинавов во второй половине II тыс. до н.э. – I тыс. н.э. Является ветвью древнегерманской мифологии. Основные источники – Старшая Эдда и Младшая Эдда (см. также ЭДДЫ). Боги, демоны, духи. Скандинавский пантеон состоит из двух категорий богов – асов (основная группа) и ванов (небольшая группа богов плодородия). Его возглавляет Один (др.-герм. Водан), который в мифологии I тыс. н.э. превратился в бога войны и неба, оттеснив на второй план двух других богов-асов с похожими функциями – Тора и Тюра. Один – бог военной магии (мудрости и пророчества) и военного раздора, покровитель героев и владыка «военного рая» (Вальхалла), тогда как Тор (др.-герм. Донар) – бог грома, защитник богов и людей от хтонических чудовищ, а Тюр (др.-герм. Тиу) – богом-хранитель воинских правил, покровитель поединков и военных собраний. Кроме них, в число асов входят бог скальдической поэзии Браги, страж богов и мирового древа Хеймдалль, бог стрельбы из лука и лыжного бега Улль (он же покровитель воинов, сражающихся в одиночку), бог правосудия Форсети, бог луны Мани, богиня брака, любви, семейного очага и деторождения Фригг (Мать-Земля и супруга Одина), богиня солнца Соль, богиня плодородия и бессмертия Идунн (супруга Браги), покровительница умерших девушек Гевьон, а также боги, не обладающие специализированными функциями, – спутник Одина Хенир, антипод Одина зловредный плут Локи, светлый бог Бальдр, его убийца слепец Хед и группа младших богов (Вали, Видар, Моди, Магни и др.). Среди ванов самые значительные – Ньерд (др.-герм. Нертус), бог моря, ветра, мореплавания, рыболовства и плодородия, и его дети – Фрейр (др.-герм. Фро), бог растительности, урожая, богатства и мира, и Фрейя, богиня плодородия, любви и красоты; все они обладают пророческим даром и сакральным миролюбием. Небесная семья представляет собой подобие патриархальной родовой общины; важную роль в ней играют собрания ее членов и ритуальные пирыПомимо асов и ванов, мифологический мир древних скандинавов населен различными демоническими существами и духами. Это противостоящие богам хтонические чудовища (волк Фенрир, змей Ермунгард, хозяйка царства мертвых Хель, пес Гарм) и етуны (великаны), а также цверги (карлики-кузнецы, живущие под землей или в камнях), альвы (низшие природные духи), норны (женские духи, определяющие судьбу всех людей при рождении), валькирии (воинственные женские духи, служительницы Одина) и эйнхерии (мертвые герои, обитающие в Вальхалле).
Модель мира. Согласно скандинавским мифологическим представлениям, основой вселенной является мировое древо – ясень Иггдрасиль («конь Игга», т.е. «конь Одина»), ветви которого простираются над всеми мирами; на вершине его сидит орел, в середине четыре оленя щиплют его листву, дракон Нидхегг и змеи грызут его корни, по стволу носится белка Рататоск. Иггдрасиль соединяет верх (небо), середину (земля) и низ (подземный мир). На небе, которое по углам поддерживают четыре цверга с именами сторон света (Аустри, Вестри, Нордри, Судри), находятся крепость богов-асов Асгард и жилище эйнхериев Вальхалла, в подземном мире – царство мертвых Хель и разнообразные водные источники. В центре округлой земли располагается обиталище людей («срединный замок» Мидгард), на ее пустынных, каменистых и холодных окраинах (по другой версии, на востоке) – страна великанов (Утгард, или Етунхейм). Землю омывает Океан, в глубинах которого пребывает чудовищный змей Ермунганд
Загробный мир. В ранний период считалось, что все люди и смертные боги (Бальдр) после кончины уходят в Хель, находящийся под одним из корней Иггдрасиля; его сторожит чудовищный пес Гарм; чтобы попасть в него, нужно преодолеть мост через реку Гьелль («ужасная»), охраняемый девой Модгуд. Владычица загробного мира обитает во дворце, носящем имя «Мокрая морось». Прибывшие в Хель обречены на медленное мучительное исчезновение; они либо голодают, либо едят и пьют нечистоты; их тела терзают орел, дракон и волк.